Общая емкость рынка товаров для детей оценивается в $6-7 млрд., который ежегодно возрастает на 15-12%. Этот рынок еще ненасыщен, особенно в регионах, и привлекает высокой потенциальной емкостью. Объем рынка детского питания (заменители грудного молока, каши, пюре, соки, чай) в России составляет около 45 тыс. тонн. Рост рынка детского питания на начало 2003 года по сравнению с началом 2002 года составил 6%. Согласно проведенному исследованию агентством «Бизнес-Рейтинг», общие затраты на ребенка составляют 3-5 тыс. руб. в месяц (этот диапазон указало около 70% опрошенных), причем расходы на продукты детского питания составляют около 40% всех расходов. Опрос проводился среди 500 мам, имеющих детей до трех лет и являющихся потребителями продуктов детского питания, представленных на московском рынке. Наиболее распространенной среди опрошенных мам оказалась возрастная категория 26-30 лет, процентное значение составило 35 %. Следующие по значимости группы– 21-25 лет (составила 33%) и 31-40 лет (22%). По возрасту детей наблюдается две одинаково преобладающие возрастные группы – до 1 года и 1-3 года заняли в исследуемой выборке по 42%, что отвечает требованиям целевой аудитории, являющейся потребителями продуктов детского питания. Остальные проценты достались более старшим ребятам (в семьях, где кроме маленького ребенка есть более старшие дети). Наиболее весомый сегмент составляют активные потребители продуктов детского питания (73% среди имеющих детей до года и 53% среди детей возрастной группы 1-3 года, общий процент активных потребителей составил 63% всех опрошенных мам). Также можно отметить, что среди активных потребителей преобладают дети в возрасте до года, а среди тех, кого кормят продуктами детского питания время от времени или очень редко преобладает группа 1-3 года. Это объясняется тем, что в этом возрасте в рацион ребенка начинают входить также другие продукты. Наиболее популярным местом покупки продуктов детского питания оказались супермаркеты и гипермаркеты, которые указала в качестве предпочтительных почти половина всех опрошенных (49%).
Оценивая источники информации, используемые при выборе продуктов детского питания, можно заключить, что наибольшим доверием пользуются отзывы и советы друзей и родственников. Этот источник информации используют 59% всех потребителей продуктов детского питания. Этот источник информации называли чаще, чем рекомендации врача, которые учитывают при выборе продуктов детского питания 53% интервьюируемых. Анализируя факторы, влияющие на выбор конкретного продукта, полезность продукта оказалась на первом месте среди остальных факторов: она очень важна для 89% и важен еще для 7% опрошенных потребителей (всего 96% опрошенных указали, что полезность продукта так или иначе влияет на выбор производителя). Для 69% опрошенных не имеет значения такой фактор, как реклама, включающий в себя весть спектр рекламных мероприятий. Это самый не влияющий на принятие решения о покупке конкретного продукта детского питания. По результатам опроса, наиболее часто встречающейся претензией по большинству производителей детского питания оказалась непереносимость и аллергические реакции у ребенка на компоненты продуктов детского питания, плохой вкус и негерметичность упаковки.
|